Мысль об овладении Константинополем-Царьградом владела душами амбициозных воинов южных земель, наверное, со времен князя Олега. Но если запорожских казаков влекли лишь богатства, в погоню за которыми они пускались на своих «чайках», то русские полководцы, начиная с Миниха (если не с Петра I), всерьез надеялись на крест над святой Софией.
К концу своей жизни потомок полтавских казаков, прославленный 70-летний фельдмаршал Иван Паскевич заслужил все воинские награды и титулы Российской Империи. Кому как не ему было возглавить русские рати, которым было назначено наступать на Константинополь, когда в 1853 г. полыхнула очередная русско-турецкая война.
Однако этому не суждено было сбыться.
Переправившись через Дунай, Паскевич осадил турецкую крепость Силистрию, но мало того, что не смог ее взять, так и по извечной своей привычке действуя в передовых порядках фельдмаршал был ранен. После этого Паскевич был вынужден отбыть в Яссы и оттуда руководил войсками дистанционно.
Крымская война, как известно, не была для России успешной и победоносной. Выстоять против объединенных сил европейских союзников Турции ей было не под силу. Для старого полководца это стало личной трагедией. Сдача Севастополя просто свела его в могилу: 1 февраля 1856 г. он умер в Варшаве.
Следующим знаменитым уроженцем южных земель, рвавшимся к Константинополю, был Михаил Драгомиров, первым переправившийся со своей дивизией через Дунай в 1877 г. и раненый на Шипке. Но лишь его сыну суждено было добраться до Царьграда с отступившими из Севастополя остатками белой армии…
Несмотря на неудачи последних лет, Паскевич за свою долгую жизнь заслужил себе славу самого выдающегося полководца южных земель. Но сегодня на Украине его имя практически забыто, и память о нем стремятся уничтожить. В августе 2022 г. мемориальная табличка, установленная в честь фельдмаршала в Полтаве, была демонтирована как «имперский маркер».