Свыше трёх дней горел Шебелинский газоперерабатывающий завод, попавший под «калибровку» в середине июня. Предприятие стало вторым по счёту после Кременчугского НПЗ, уничтоженным ВС России, в нефтепереработке Украины. С пятью другими справилась сама украинская власть за долгие 30 лет независимости

Как Коломойский поставил крест на будущем украинской нефтепереработки

Из истории взаимодействия инвесторов, рейдерских захватов украинских НПЗ можно извлечь ряд небезынтересных выводов, которые позволят понять, есть ли в принципе будущее у украинской нефтепереработки.

Шебелинский ГПЗ никогда не имел большого влияния на топливный рынок Украины — предприятие специализировалось на переработке газа, а его реальная мощность не превышала полумиллиона тонн сырья, обеспечивая менее 4% потребностей Украины в светлых нефтепродуктах. Именно из-за своей малой мощности ГПЗ остался в составе государственной компании «Укргаздобыча».

А вот другим шести нефтеперерабатывающим заводам повезло куда меньше, чем даже подвергшемуся двойной «калибровке» «Кременчугскому НПЗ». В целом украинская нефтепереработка является хорошей иллюстрацией тезиса «Украина — не Россия». К жизни по этому принципу киевская власть приступила уже с середины 1990-х.

Ещё в 1994 году самый мощный и современный в те годы Кременчугский НПЗ стал ценным активом в структуре «Укртатнефть» — совместном предприятии Украины и Татарстана. Планировалось, что НПЗ будет перерабатывать российскую нефть, однако уже к 2000 году Киев захотел приватизировать украинскую долю в «Укртатнефти». И пока Киев и Казань судились, Кременчугский НПЗ успешно захватили его миноритарии в лице финансово-промышленной группы (ФПГ) «Приват». К 2007 году «приватовские» 1,1% акций превратились в 48% за счёт захвата долей Татарстана, что нанесло убытки «Татнефти» в 2,4 млрд долларов. В ответ на это прекратились поставки российской нефти на НПЗ, а предприятие перевели на нефть украинской добычи, что и обусловило его дальнейшую работу на 16% от мощности.

Заодно «Приват» взял под контроль ещё два предприятия — «Укрнафту» и «Укртранснафту». Первая позволяла загрузить Кременчугский НПЗ нефтью украинской добычи, объёмы добычи которой не превышали 3,5 млн тонн, а вторая позволила управлять потоками этой нефти. Это же обусловило остановку к 2012 году ещё двух НПЗ: Одесского (контролировался «Лукойлом») и Лисичанского (им владеет «Роснефть») — они остались без сырья из-за изменения направлений транспортировки нефти по территории Украины.

Государство ключевого акционера «Укртранснафты» — ФПГ, действуя в манере свойственной ОПГ, ограбила трижды.

Первый раз, когда в 2014 году слила 675 тыс. тонн нефти из системы магистральных нефтепроводов.

Второй раз, когда задрала ценник за хранение этой нефти в 2 раза, вследствие чего государству ежедневно выставлялся счёт на 2,5 млн гривен.

И в третий раз, когда переработала эту нефть и по завышенным ценам продала государству, которое затем сожгло её в технике, уничтожавшей вотчину главного конкурента «Привата» — олигарха Рината Ахметова.

Лишь после такой фантастической наглости государство решило вернуть под свой контроль «Укртранснефть», изменив специальным законом долю голосов, необходимых для проведения собрания акционеров с 60 до 50%.

Столь длинный экскурс в историю Кременчугского НПЗ показывает, что государство проиграло схватку за украинские нефтеперерабатывающие заводы ещё в начале «нулевых», когда задумало «кинуть» российский капитал. Затем «Приват» уже «кинул» само государство, и чем слабее становилась государство и коррупционнее бюрократия, тем наглее вёл себя «Приват» во главе с Игорем Коломойским (военный преступник, заочно арестованный Басманным судом Москвы ещё в 2014 году) и Геннадием Корбаном. Последний, к слову, — изобретатель схемы рейдерских захватов.

Фактически «Приват» уничтожил четыре украинских НПЗ: «Кременчугский», Лисичанский, Одесский, Дрогобычский и Надворнянский.

Ещё один, Херсонский, тоже погиб не без вмешательства «Привата»: в 2015 году уже работавшее в режиме нефтеперевалочного комплекса (без переработки) предприятие захватили люди Коломойского. Они же ограбили его, украв нефтепродукты.

Как видно, окончательно пути украинской и российской нефтепереработки разошлись в начале «нулевых»: в России нефтянка была консолидирована государством, тогда как на Украине НПЗ стали объектами рейдерских захватов. Примерно в это же время Киев указал Москве на дверь, а Минск, наоборот, впустил российский капитал в свою нефтепереработку.

Как итог: на Украине к началу 2022 года мощность НПЗ сократилась с 41 до 3 млн тонн, тогда как Белоруссии выросла с 18 до 24 млн тонн. Украина умудрилась ещё до начала СВО уничтожить 5 из 7 своих нефтеперерабатывающих предприятий, тогда как Минск сохранил все два НПЗ. Поэтому неудивительно, что по итогам 2021 года 8,8 млн тонн (свыше 70%) из 12,2 млн тонн рынка моторных топлив Украины обеспечивались за счёт импорта. И на Белоруссию приходились 39% украинского рынка бензина, 36% рынка дизтоплива (ещё 25% рынка контролировала Россия), 43% рынка битума. А уже упомянутый Шебелинский ГПЗ покрывал не более 21% потребностей украинского рынка автомобильного газа.

А теперь пора перейти к футурологической части.

Что из всего, доставшегося в наследство от УСССР, нефтеперерабатывающего богатства можно восстановить? Кременчугский, Надворнянский и Шебелинский заводы либо уничтожены, либо сильно повреждены. Все остальные заводы, помимо Херсонского, также могут пострадать в ходе боевых действий. Одесский НПЗ перезапуску уже не подлежит — его ректификационные колонны утратили работоспособность из-за нарушений при консервации предприятия. Будущее нефтепроводов также под большим вопросом даже без учёта слитой технологической нефти.

Что из оставшегося стоит восстановить в случае минимальных повреждений? С позиции чисто капиталистической логики ответ очевиден: ничего. Все без исключения НПЗ старые, даже самый передовой Кременчугский НПЗ обеспечивает глубину переработки нефти не более 73%. А Херсонский НПЗ и того меньше — не более 48% при выходе светлых нефтепродуктов в районе 45%. Для сравнения, глубина переработки нефти на белорусских НПЗ — Мозырском и Новополоцком — по окончанию модернизации, растянувшейся на доброе десятилетие, увеличится до 90%. Модернизация двух НПЗ уже обошлась Белоруссии в 2,5 млрд долларов, а модернизация лишь одного Херсонского НПЗ в конце «нулевых» оценивалась в те же 2,5 млрд долларов.

Поэтому, если исходить из исключительно рыночной логики, восстанавливать украинскую нефтепереработку нецелесообразно. Куда выгоднее не просто восстановить статус-кво на топливном рынке пост-Украины, но и нарастить поставки из Белоруссии и России. Россия, к слову, после 24 февраля сократила переработку нефти на 10% — до 250-260 млн тонн и без каких-либо проблем закроет не только существующие, но и перспективные потребности бывшей Украины в топливе. Благо к 2026 году в модернизацию российских НПЗ будет вложено не менее 800 млрд рублей, что обеспечит +3,6 млн тонн бензина и +25 млн тонн дизельного топлива.

Так что украинские НПЗ в российский топливный рынок никак не встраиваются. Куда проще, дешевле и удобнее и после завершения СВО снабжать освобождённые территории топливом по железнодорожному или трубопроводному транспорту.

И раз у любого деяния есть имя, отечество и фамилия лица, его совершившего, то в гибели украинской нефтепереработке однозначно виновен Игорь Коломойский с его неуёмными амбициями, жадностью и беспрецедентной наглостью.

Иван Лизан, Ukraina.ru

Baijiahao: Байден крупно опозорился на саммите Америк