Экс-министр безопасности ДНР, командир "БАРС-13" Союза Добровольцев России Андрей Пинчук напомнил об уроках истории, анализируя ход СВО. Он рассказал о перспективах тотальной мобилизации, о проблемах русской армии и о "тотальном вранье, которое начинается не у генералов".


Про исторические победы России

Пинчук отметил, что многие привыкли воспринимать былые победы России как что-то само собой разумеющееся, однако мало кто догадывается, что они тоже были выстраданными и сопровождались чередой неудач. И порой именно предшествующие неудачи мотивировали русских на дальнейшие победы.

Так, например, было с Петром I, который вошёл в историю как триумфатор Полтавской битвы. Однако перед Полтавой было оглушительное и унизительное поражение под Нарвой. Именно эта неудача позволила добиться успеха, поскольку в битве под Нарвой погибло или попало в плен много русских генералов. Это заставило Петра искать им замену и обновить командный состав за счёт более талантливых командиров.

Фраза Суворова "Мы русские, с нами Бог!" звучит очень красиво и патриотично. Однако мало кто знает, что это только часть фразы, вырванная из контекста. Целиком она звучит так: "Никогда со времён государя Петра I и Прутской битвы мы не находились в таком катастрофическом положении. Мы на краю гибели, но мы русские - с нами Бог".

Чесменское сражение считается вполне справедливо триумфом русского оружия и запечатлено в одноимённом шедевре Айвазовского. Флот России смог уничтожить флот Османской империи, несмотря на значительное численное превосходство врага. Но эта победа, похоже, удивила даже самих русских. Адмирал Орлов по этому поводу писал Императрице:

Матушка! Случилось чудо - нашёлся флот ещё хуже, чем наш.

Анализируя СВО: "Тотальное враньё начинается не у генералов" - Пинчук напомнил уроки истории

"Чесменский бой" - картина Ивана Айвазовского. Фото: Russian Look/Global Look Press

Главный вывод, который можно сделать из истории прошлых побед, заключается в том, что всем им предшествовало осознание военных ошибок и оперативная трансформация вооружённых сил.

Отчасти это уже произошло в ходе СВО. В армии появились дроны, которых не было на момент начала конфликта, планирующие авиабомбы, танки начали обрастать "мангалами", а удары в лоб сменились обходными манёврами и загоном противника в полукотёл, из которого ему приходится выбираться уже самому, чтобы не попасть в полное окружение.

С другой стороны, перемены происходят не везде. Пинчук отметил, что спустя почти три года конфликта на Украине русские по-прежнему не изменили боевой устав, хотя условия ведения боевых действий в корне изменились. Они теперь требуют более активного использования комплексов РЭБ и дронов. Должны измениться правила передвижения военных машин, поскольку спутники есть везде, ракеты достают далеко, а колонны - слишком желанная цель для артиллерии и дроноводов.

Про перспективы мобилизации

Власти России заявляют, что количества добровольцев, которые становятся контрактниками, пока хватает для решения боевых задач. Однако в обществе время от времени поднимается вопрос о возможной мобилизации. Говорят также о мобилизации экономики - то есть переводе всех ресурсов государства на военные рельсы, как было во время Великой Отечественной: "Всё - для фронта, всё - для победы".

Любая мобилизация, считает Пинчук, это слом текущего государственного уклада. Она неизменно приведёт к сверхнапряжению всей сложившейся системы и коллапсу.

Поэтому у нас в этой связи есть только один простой сценарий победы - успеть победить до того, как всё сломается и застопорится. И вся интрига в том, есть ли потенциал, готовность и ресурс для этого или нет,

- рассуждает экс-министр безопасности ДНР.

Анализируя СВО: "Тотальное враньё начинается не у генералов" - Пинчук напомнил уроки истории

На Украине мобилизация солдат не заканчивается с 2022 года. И по Киеву видно, насколько тяжело это ему даётся и как сильно растёт социальное напряжение.

Про враньё на фронте

Часто можно слышать, что кто-то передал искажённую информацию, из-за которой всё закончилось катастрофой. При этом люди обычно подозревают во вранье высшее командование, которое грезит медалями и орденами. Однако на деле враньё идёт снизу вверх.

Я, как командир подразделения, могу вам сказать, что враньё не у генералов начинается, а у нас, на земле. Где чья норка, кто кого контролирует. "Иди туда, там все наши",

- отметил Пинчук.

Военный уверен, что это происходит не из-за того, что где-то уровень нравственности выше, а где-то ниже, а из-за того, что у армии мало средств объективного контроля. У ВСУ, к примеру, есть планшет управления артиллерией "Крапива". Каждый украинский бронетранспортёр оснащён цифровым маяком, и командир видит на экране, где находится машина, а где - штурмовая группа. А у нас офицер должен сам дойти до места и доложить о местоположении БТР.

Это не история про какие-то высокие моральные качества или их отсутствие. Это история про ступор, в котором оказалась система, достигнув предела своих текущих возможностей,

- считает Пинчук.

Командир "БАРС-13" призвал аккуратно перезагрузить систему, чтобы улучшить моменты, где Россия отстаёт, но не обрушить при этом то, что работает.